ИСТОРИЯ НАШЕЙ ЦЕРКВИ
Весной 1971 года на квартире Ивана Лебедя собрались несколько семей верующих, которые поставили перед собой задачу: добиться официальной регистрации автономной церкви Христиан Веры Евангельской (далее — ХВЕ). Среди них были Алексей Маньковский, Виктор Панько, братья Владимир, Иван и Николай Сущеня, Виктор Ярмакович, Павел Пятычев, Владимир Сокол, Борис Панько, Елена Бурак, Мария Барановская и др. Служения этой группы проходили по воскресеньям, при этом своих рукоположенных священнослужителей не было. Для совершения причастия приглашались пасторы из других церквей. Среди них были Иван Воробей и Владимир Мацкевич. В 1972 году на богослужения приходило уже около 70 человек, в основном — выходцы из церквей братьев-6аптистов и пятидесятнической церкви Северного поселка. В 1973 году было подготовлено официальное ходатайство о получении разрешения на проведение богослужений и регистрации церкви ХВЕ в Минске.
В результате подписания в СССР Хельсинкского соглашения о правах и свободах группой верующих, в 1975 году было получено разрешение на проведение богослужений, хотя и без официальной регистрации. 25 января 1975 года в Грушевском поселке, в доме Алексея Маньковского, было проведено первое членское собрание, в ходе которого было объявлено о создании церкви ХВЕ, а также избрано руководство.
В качестве пресвитера был избран Николай Кибалко. Заместителем стал Илья Казак. Переехавший к тому времени в Минск на постоянное место жительства один из старейших пресвитеров церкви ХВЕ Иван Журихо, был избран епископом для решения организационных вопросов, а также для внешнего представительства церкви перед органами власти был избран церковный совет, в который вошли: председатель Александр Мелюхов, заместитель председателя Виктор Панько, казначей Алексей Маньковский.
Выработав вероучение церкви ХВЕ, верующие предприняли очередную попытку зарегистрировать общину, которая снова не увенчалась успехом. Поводом для отказа стали требования Совета по делам религий об изменении вероучения, заведомо неприемлемые для верующих: отказ от крещения Духом Святым; говорения языками; пророчеств; исцелений и т. д. Кроме того, Совет требовал регистрации при Союзе евангельских христиан-баптистов. Верующие были вынуждены обратиться с ходатайством в Москву, в Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 25 марта 1976 года решением Совета по делам религий при СМ СССР религиозная община христиан веры евангельской в г. Минске была зарегистрирована.
Все это время, от начала ходатайства и до обретения официального статуса, богослужения проходили в частных домах. Первое, после официальной регистрации, хлебопреломление было совершено в доме Иосифа Шишко (3-й Радиаторный переулок). В последующий период (с апреля 1976-го по 25 декабря 1977 года) богослужения совершались регулярно и проводились в доме брата Владимира Мацкевича в том же переулке. За это время община выросла до 300 членов. Такому числу людей стало невозможно обходиться без собственного здания церкви, и церковный совет начал ходатайствовать перед властями о предоставлении помещения либо выделении земельного участка для строительства молитвенного дома. Но, как и по вопросу регистрации, реакция местных властей была неизменно отрицательной.
Оставалась лишь одна возможность — выкупить частный дом и затем произвести его реконструкцию. Т. к. денежных средств на приобретение частного дома не было, то братья объявили в церкви об этой нужде. Люди начали щедро жертвовать, и в июле 1977 года дом был куплен. И хотя разрешение на его реконструкцию под молитвенный дом так и не было получено, верующие на свой страх и риск взялись за работу.
Верующие жертвовали не только финансами, но и стройматериалами. Так лес и пиломатериалы на перекрытие Дома молитвы пожертвовал отец Жолнеровича Валерия. Виктор Ермакович с Геннадием и Валерием Жолнеровичами принимали активное участие в распиловке леса. Верующие работали в две смены. Старательно потрудились братья: Кот Иосиф, Тереня Анатолий, Кошур Петр и др.; сестры: Шитик Ольга, Синковец Татьяна, Запольская Светлана и др.
К концу года усилиями всех членов общины и благодаря добровольным пожертвованиям молитвенный дом был достроен. Впервые верующие вошли в собственный Дом молитвы — первое здание автономной церкви ХВЕ в БССР и одно из первых в СССР — 25 декабря 1977 года. В то время церковь не имела права юридического лица и поэтому она должна была передать построенный дом на баланс райисполокома, который затем передавал его верующим безвозмездно в аренду. В ноябре 1978 года были рукоположены первые дьяконы: Виктор Панько, Алексей Маньковский и Виктор Ярмакович. А когда в августе 1982-го Николай Кибалко, являвшийся пресвитером церкви, сложил с себя полномочия, исполняющим обязанности пресвитера был назначен Циунчик Иосиф Феофилович.
В начале октября 1984 года церковь была снята с регистрации, и молитвенный дом был закрыт. Открытое служение до этого времени первой автономной церкви и постройка молитвенного дома производили положительное влияние на церкви Белоруссии и СССР. Авторитет Минской церкви вырос и по ее примеру многие вышли на автономную регистрацию и стали строить молитвенные дома.
Со снятием церкви с регистрации одна часть вместе с Циунчиком И. Ф. проводила служения снова по домам, а вторая часть сформировала новую 20-тку и подала регистрацию на новую регистрацию. Тогда же было избрано новое руководство церкви, новый исполорган и новые дьякона. Пресвитером церкви был избран Владыко Л. С., председателем исполоргана был избран Ярмакович В. И., дьяконами были избраны Мелюхов А. Д., Стасилевич Н. М., Игнатович К. И., Герасенков В. С. и Ясюченя И. П. Однако верующие неоднократно обращались в Москву. Однажды попали на прием к председателю Совета по делам религий Харчеву и рассказали о том, какие препятствия чинятся верующим в Минске, на что он сказал, что церковь была незаконна снята с регистрации, и решил этот вопрос.
18 декабря 1984 года церковь была вновь зарегестрирована, но уже при Союзе ЕХБ, а 28 декабря 1984 года состоялось первое собрание и второе открытие молитвенного дома.
Вхождение общины в Союз ЕХБ позволило расширить контакты церкви со многими зарубежными союзами и церквями. 28 апреля 1985 года состоялось рукоположение избранных дьяконов. По предложению пресвитера Владыко Л. С. в первой половине 1985 года брат Мелюхов А. Д. был избран заместителем пресвитера, брат Циунчик Михаил Васильевич выдвинут, а затем рукоположен на дьяконское служение. Во второй общине пресвитером в 1986 году был избран Панько В. И. В начале января 1987 года эта община самостоятельно вошла в молитвенный дом и в свободные часы стала проводить свои служения. 31 января 1987 года было выработано соглашение о раздельном служении в одном молитвенном доме. Кроме официальных служений в распределенные дни и часы, в молитвенном доме поводились братские встречи, беседы, спевки хоров, работа с детьми и молодежью, создавались музыкальные оркестры и ансамбли. К этому времени в каждой церкви было до 600–700 членов. Так продолжалось до 1991 года, пока II Церковь не ушла в другое место — в свой молитвенный дом на ул. Гурского, 48.
Повсеместно, в том числе и I Минской церковью, проводились благотворительные концерты и евангелизационные собрания в парках, дворцах, домах культуры и других местах. В церковь пришло много интеллигенции и творческих работников, хор вырос до 80 человек, на регентское служение выходили новые профессиональные работники: Игнатович А. И., Рускевич А. П., Рылькова Н. А. Открывались новые таланты и в музыкальных группах. Новое время требовало обновления и в руководстве церкви. В марте 1988 года братья Литвинов В. П. и Шинкаревич С. Т. были выдвинуты на дьяконское служение, а в сентябре 1989 года пастор церкви Владыко Л. С. и регент Сиващенко А. С. ушли на почетный отдых. Пресвитером церкви был избран Мелюхов А. Д., а регентами — Игнатович А. И. и Рускевич А. П.
После образования Союза ХВЕ 22 мая 1989 года усилилась евангелизация, увеличилось количество обращенных. Так в 1990 году крестилось 152 человека, а в 1991 — 185 человек. В ноябре 1991 Первая Минская церковь приняла участие в крупном евангелизационном служении совместно с пастором Кумуи из Нигерии во Дворце спорта в Минске.
В связи с ростом церкви и умножением в ней работы были избраны заместители пресвитера: Ярмакович В. И. — по общим вопросам, Кибалко Н. С. — по работе со старшими членами, Стасилевич Н. М. — по евангелизации, Шинкаревич С. Т. — по работе с молодёжью, Игнатович К. И. — по работе с хором и музыкантами. Также были избраны дополнительно на дьяконское служение Рускевич А. П., Синковец В. А., Мяченков В. Н., Пятычев П. Н., Кисляк Г., Владыко И. П., Коржик Н. В., Рускевич И. В., Богданович В. Д.
12 января 1992 года Мелюхов сложил с себя полномочия первого пресвитера церкви. Временное служение было поручено Кибалко Н. С., а после окончания духовной семинарии 18 октября 1992 года служение пресвитера принял Рускевич А. П. Рукоположенные братья-пресвитеры совершали служение в церкви по поручению первого пресвитера, а также работали ответственными по участкам, которых в церкви стало около десяти.
Многое изменилось в нашей церкви. Изменилось руководство церкви, многие отошли в вечность, появились новые служения, но по-прежнему нашей целью является спасение нашего народа.