Основы вероучения

Основы вероучения Церкви 

Христиан веры евангельской в Республике Беларусь

Декларация веры

Мы верим:

  1. в единого истинного и Святого Бога, Открывающегося в трех Лицах: Отца, Сына и Святого Духа [Бытие 1:26; Исход 48:16; Матфея 28:19; 1-е Иоанна 5:7];
  2. в Иисуса Христа, Сына Божия, предназначенного Богом Отцом для спасения человека прежде основания мира [1-е Петра 1:20];
  3. в Духа Святого, третью Личность Бога, единосущного Отцу и Сыну, открывающего истину о Боге-Отце и Сыне Его Иисусе Христе, наделяющего Церковь силою, духовными дарами и плодами, производящего освящение, совершающего водительство всей Церкви и каждого ее члена [Иоанна 14:17; 16:13–14; Римлянам 8:14; 1-е Коринфянам 12:1–13; Галатам 3:5; 5:22];
  4. в богодухновенность Библии: книг Нового и Ветхого Заветов (канонических) [2-е Петра 1:21; Иоанна 5:39; 2-е Тимофею 3:15–16];
  5. в необходимость получения спасения, совершенного Господом, принимаемого по благодати через веру в искупительную жертву Иисуса Христа [Ефесянам 2:4–10; Римлянам 2:4];
  6. в крещение Духом Святым со знамением говорения на иных языках. Крещению Духом Святым предшествует рождение свыше [Деяния 1:4–8; 2:3–4];
  7. в созданную на земле Иисусом Христом Церковь (являющуюся собранием призванных из мира, спасенных и принадлежащих Господу людей), как столп и утверждение истины. Господь является ее Главой [Матфея 16:18; 1-е Тимофею 3:15];
  8. в данные Господом установления для Церкви: водное крещение через полное погружение и Вечерю Господню, как воспоминание страданий Христовых [1-е Коринфянам 11:23–25; Луки 22:14–20; 1-е Коринфянам 10:15–17; Матфея 28:19; Деяния 8:37–38];
  9. в святость, как норму жизни всякого верующего [1-е Петра 1:14–6];
  10. в воскресение умерших, восхищение Церкви и Второе пришествие Иисуса Христа [1-е Фессалоникийцам 4:14–17; Матфея 25:31; Откровение 20:6; 20:11–17; Деяния 1:11; Луки 21:27];
  11. в справедливый суд у великого белого престола, которого не избежит никто, кроме принявших Иисуса Христа своим личным Спасителем [Откровение 20:11–15];
  12. в жизнь будущего века на новом небе и новой земле, на которых обитает правда [2-е Петра 3:13; Исход 65:17; Откровение 5:8–10; 7:9–11].

1. О Боге

1.1. Бог есть Единый личностный Бог, открывающийся в трех личных ипостасях, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой [Матфея 28:19; Иоанна 17:3; 1-е Коринфянам 8:4; 1-е Тимофею 2:5; Псалом 2:7; Иоанна 14:6; 1-е Петра 1:2].

1.2. Бог — Творец неба и земли и всего видимого и невидимого [Бытие 1:1; Деяния 17:24; Исход 15:11; Исход 43:15; Евреям 1:10; 1-е Тимофею 1:17].

1.3. Бог есть безначальный и бесконечный Дух — существующий вне времени, имеющий жизнь в Самом Себе [Исход 3:14; Иоанна 4:24]. 

1.4. Единство Бога включает понятия:

  1. Бог един в числовом измерении [Второзаконие 6:4; Иакова 2:19]
  2. Он является единственным Богом во Вселенной и не существует никого, подобного Ему. Все, претендующие называться богом, есть лжебоги [Исход 45:21; 46:9; Второзаконие 6:4]

1.5. Триединство Бога является непостижимой тайной и может быть понято только принятием Его откровений о Себе, выраженных в Священном Писании [Матфея 28:19; Иоанна 1:18; Псалом 2:7; Иоанна 14:26; 15:26; Деяния 2:33]. 

1.6. Триединство Бога включает понятия:

  1. Единый Бог состоит из трех Личностей [Мтф. 28:19].
  2. Каждая из Них Сама по Себе является Богом [Деяния 5:3–5; 1-е Иоанна 2:23].
  3. Вместе эти три Личности составляют одно целое, называемое Богом и равны в славе, силе, величии и вечности [Филиппийцам 2:5–7; 1-е Иоанна 5:7].
  4. Слова «Триединство», «Троица» исключают понятие существования трех различных и независимых богов [Второзаконие 6:4].
  5. Термин «Триединство» исключает также неверное понимание Троицы, как проявление Бога только в разных откровениях, а не в природе личностей [Иакова 2:19; Марка 12:29].
  6. Понятие «Триединство» и «Троица» означает, что существуют три вечных различия в одном Существе Божьем, известные, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой. Различия в Троице относятся не к их сущности, а к их взаимоотношениям. Это — три Личности. Поэтому мы верим, служим и поклоняемся триединому Богу.

1.7. Бог есть:

  • Любовь [Иоанна 3:16; 1-е Иоанна 4:16];
  • Святый [Левит 11:44; Псалом 138:1–4; 1-е Петра 1:15–16];
  • Всеведущ [Второзаконие 31:21; Исход 29:15; Евреям 4:13];
  • Бессмертен [1-е Тимофею 6:16];
  • Вездесущий [Второзаконие 4:39; Исход 66:1; Деяния 17:27];
  • Всемогущий [Бытие 17:1; Матфея 19–26; Луки 18:27];
  • Вечен [Исход 40:28; Римлянам 14:25];
  • Невидим [Иоанна 1:18; Второзаконие 4:15–19; Исход 33:20; 1-е Тимофею 1:17]; 
  • Необъятен [Псалом 138:7; Псалом 112:4–6];
  • Совершенен [Матфея 5:48; Исход 15:11; Иакова 1:17];
  • Славен [Исход 24:16–17; Исход 33:18–20; Иоанна 1:14];
  • Неизменен [Малахия 3:6; Псалом 101:28; Евреям 13:8];
  • Праведен, Милосерд, Долготерпелив [Псалом 10:7; Псалом 96:2; Псалом 118:137–138];
  • Премудрый [Псалом 103;24; 146:5];
  • Обладающий Верховной властью [1-е Паралипоменон 29:11–12; Псалом 134:6; Притчи 16:4; Бытие 15:16; Даниил 4:34].

2. О Боге-Отце

2.1. Бог-Отец — это бесконечный, вечный и совершенный Дух, в Котором все обретает свои источники, поддержку и свой конец. Он является Отцом Господа нашего Иисуса Христа и нашим Отцом [Псалом 2:7; 1-е Петра 1:3; Иоанна 20:17; Иоанна 5:26].

2.2. Природа взаимоотношений Отца и Сына является вечной и определяется такой же вечной связью, выраженной в передаче жизни от Отца к Сыну [Псалом 2:7; Иоанна 5:26].

2.3. Выражения Библии «Отец, Сын и Дух Святой» указывают на порядок взаимоотношений в Троице: Отец — первый, Сын — второй, Дух Святой — третий. Суть этого порядка выражается в добровольном подчинении Сына и Духа Святого Отцу, хотя Они и равны между собою в их божественной сущности [Иоанна 5:17–20; Иоанна 5:30; 5:36–37; Иоанна 14:16; Иоанна 15:26]. 

2.4. Вся верховная власть принадлежит Богу-Отцу, делегирована Им Богу-Сыну и осуществляется через работу Святого Духа. То, что Дух Святой происходит от Отца и Сына не умаляет Его божественности, а подчеркивает единство Трех Личностей в одной сущности [Иоанна 14:28; Иоанна 14:31; Матфея 28:18].


3. Об Иисусе Христе

3.1. Господь Иисус Христос есть Бог, единородный Божий Сын, зачатый от Духа Святого, рожденный от Девы Марии, который был распят, погребен и в третий день воскрес из мертвых, вознесся на небо и воссел одесную Своего Отца [Колоссянам 1:12–18].

3.2. Священное Писание представляет Его как Бога, до воплощения и как Богочеловека, после Его воплощения [Иоанна 17:3–5; Псалом 2:7; Откровение 1:18, Иоанна 1:1,14, Евреям 1:2, Матфея 11:27].

3.3. Прежде бытия мира Он:

  • имел славу [Иоанна 17:5];
  • назван Словом [Иоанна 1:1];
  • Им, через Него и для Него все сотворено [Колоссянам 1:16; Евреям 1:2].

3.4. План Божьего спасения осуществлен через воплощение, которое включает рождение от Девы Марии [Быт. 3:15] и подчинение законам развития [Галатам 4:4; Исход 7:14; Матфея 1:22–23].

3.5. Через воплощение Он стал Богочеловеком, имеющим в одной Личности две природы: Божественную и человеческую, которые не исключают одна другую [Колоссянам 2:2; Евреям 10:5–7; Колоссянам 1:15–17; Галатам 4:4–5; Евреям 4:15].

3.6. Через зачатие от Духа Святого Он избежал скверны первородного греха и был святым человеком [Луки 1:31–35,3; Иоанна 14:30].

3.7. Будучи безгрешен, Он правильно представляет человека перед Богом, являясь истинным Первосвященником [Евр. 3:1,7:17; 7:25–28; 8:1–2].

3.8. Будучи Богом, Он — бессмертен, но через воплощение получил возможность умереть за грехи всего мира [Евреям 10:5–10].

3.9. Его смерть была добровольной жертвой за грехи людей и является главной целью воплощения [Иоанна 10:15].

3.10. Смерть Иисуса Христа является:

  • фундаментальной темой Евангелия, указывающей, что за грехи людей уплачена достаточная цена выкупа [1-е Коринфянам 1:18; 2:2; 15:1–5; Галатам 4:4–5];
  • основанием спасения человека [Иоанна 3:14; Иоанна 12:24; Деяния 17:3; Луки 24:7; 9:31; Откровение 5:8–10, Евреям 9:26];
  • замещением, указывающим, что Он умер вместо грешного человека [Евреям 4:15; Исход 53:5–6; 1-е Петра 2:21–24; Марка 10:45; Евреям 2:9; Римлянам 5:8];
  • умилостивлением [1-е Иоанна 2:2; 4:10; Римлянам 3:25];
  • примирением человека с Богом [2-е Коринфянам 5:18; Римлянам 5:11; Бытие 49:10].

3.11. Воскресение Христово было действительным воскресением Его тела, являющееся первым воскресением для будущего века [Иоанна 20:20; Матфея 17:9; Римлянам 8:34; 14:9]. Оно является:

  • фундаментальным учением христианства [1-е Коринфянам 15:12–19];
  • проявлением силы и власти Божией над смертью, адом и диаволом [Деяния 2:24; Ефесянам 1:19–20; Колоссянам 2:15];
  • доказательством нашего оправдания и веры в воскресение из мертвых и жизнь вечную [1-е Фессалоникийцам 4:14; 2-е Коринфянам 4:14; 1-е Коринфянам 6:14];
  • подтверждением Его Божественности [Римлянам 1:4].


3.12. Вознесение Иисуса Христа, как видимый уход из мира, означает:

  • принятие Богом выполненного Им служения [Евреям 9:11–12];
  • что Иисус Христос является нашим Ходатаем пред Богом и Первосвященником будущих благ [Евреям 7:25–26; Евреям 9:11–15];
  • что Бог превознес Иисуса и дал Ему имя выше всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, а также утвердил Его высшей верховной властью на небе и на земле [Филиппийцам 2:9; Деяния 1:9; Евреям 8:1].

3.13. Иисус Христос:

  • Есть Бог [1-е Иоанна 5:20];
  • Вечный [1-е Иоанна 5:20; Колоссянам 1:17];
  • Единый Спаситель [Деяния 4:11-12];
  • Первосвященник Нового Завета [Евреям 4:14–16; 9:11];
  • Ходатай [Евреям 9:15];
  • Победитель [Колоссянам 2:15; Откровение 3:21];
  • Крестящий Духом Святым [Матфея 3:11; Деяния 1:8; 2:4; 11:16–17];
  • Примиритель [Бытие 49:10; 2-е Коринфянам 5:19];
  • Посредник между Богом и человеком [1-е Тимофею 2:5].

4. О Духе Святом

4.1. Дух Святой является третьим Лицом Святой Троицы и есть единосущный Отцу и Сыну, обладающий всеми Божественными свойствами [Иоанна 14:17; Матфея 28:19; Иоанна 16:13–14].

4.2. Он является автором и истинным толкователем Священных Писаний, наставляющим на всякую истину [Откровение 2:7; 2-е Петра 1:21; Ефесянам 1:17; 1-е Иоанна 2:20].

4.3. Дух Святой:

  • Есть Бог [Деяния 5:4].
  • Един с Отцом и Сыном [Матфея 28:19].
  • Всемогущий [Луки 1:35].
  • Всеведущий [1-е Коринфянам 2:10,11].
  • Вездесущий [Псалом 138:7–13].
  • Творец [Бытие 1:2].
  • Независим в действиях [1-е Коринфянам 12:6–11].
  • Творит новую жизнь [Иоанна 3:3–8].
  • Грех хулы против Него непростителен [Матфея 12:31–32].

КРЕЩЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ

4.4. Крещение Духом Святым есть особое духовное переживание верующего, отличающееся от рождения свыше и водного крещения [Луки 3:16; Матфея 3:11; Марка 1:7].

4.5. Наполняет силой для служения и подтверждается знамением говорения на иных языках [Деяния 1:8; 2:4; 10:44–46].

4.6. Крещение Духом Святым могут пережить только рожденные свыше люди [Ефесянам 1:13; Иоанна 14:17; Галатам 4:6]. Оно совершается Христом и происходит:

  • во время проповеди [Деяния 10:44];
  • во время молитвы с возложением или без возложения рук [Деяния 2:1–4; Деяния 8:17; 19:6];
  • в других обстоятельствах [Деяния 8:39; 9:17].


4.7. Всякому крещенному Духом Святым дается проявление Духа на пользу [1-е Коринфянам 12:4–7] и оно происходит через: 

  • различные духовные дары [1-е Коринфянам 12:4];
  • служения [Ефесянам 4:11–14; 1-е Коринфянам 12:5];
  • действия [1-е Коринфянам 12:4–7; Ефесянам 3:7, 1:19]. 


4.8. Духовные дары предназначаются для подтверждения Божьего присутствия в Церкви и выявления Его сверхъестественной силы в служении, и указывают на единство Церкви, как Его тела [1-е Коринфянам 12:25; 14:22–25]. 

4.9. Духовные дары даются Духом Святым и только членам Его тела [1-е Коринфянам 12:11–13].

4.10. Таланты — это природные способности человека от Бога, используемые Богом в различных служениях. Они должны быть подчинены Духу Святому [Исход 35:34; 2-е Коринфянам 3:5].

4.11. Употребление природных способностей, духовных даров и духовных действий создают полную гармонию в служении Богу [Римлянам 12:3–8, 2-е Паралипоменон 29:28; 2-е Коринфянам 3:6].

4.12. Для созидания единства Церкви, как Тела Христова, и ее совершенствования Бог посылает:

  1. дары служения [Ефесянам 4:11–14];
  2. дары проявления [1-е Коринфянам 12:8–10];
  3. дары побуждения (мотивации) [Римлянам 12:6–9];
  4. другие дары [1-е Коринфянам 12:28].

5. О Слове Божием

5.1. Основой нашего вероучения являются книги Священного Писания: Ветхий и Новый Завет (Библия каноническая) [2-е Петра 1:21; 1-е Тимофею 3:14–15; Иоанна 5:39].

5.2. Библия дана людям Богом и является единственным источником истины, познания Бога и Его воли для нашего спасения [1-е Тимофею 3:14–15; 2-е Петра 1:21].

5.3. Автором Священных Писаний является Дух Святой, Который для их написания использовал разных людей, а также особенности той местности и времени, в котором они жили [2-е Петра 1:21].

5.4. Верующему необходимо:

  • исследовать Писания [Иоанна 5:39; Иисуса Навина 1:8];
  • верить в Писания [Марка 1:15, Луки 24:25];
  • не искажать Слова Божьего [Иисуса Навина 1:8; Откровение 22:18–19];
  • соблюдать Писания [Откровение 1:3; 22:14].

6. О человеке

6.1. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему [Бытие 1:27].

6.2. Человек имеет свободную волю [Михей 6:8; Второзаконие 30:15–19].

6.3. Человек тройственен: имеет дух, душу и тело, как составные части человеческого естества [1-е Фессалоникийцам 5:23].

6.4. Человек нарушил повеление Божие и впал в грех. Через грехопадение первого человека Адама все человечество унаследовало грех и смерть [Римлянам 3:10,23; 5:12; 1-е Коринфянам 15:21–22].

6.5. Человек сам не может спастись ни собственной праведностью, ни своими делами, ни через других людей [Псалом 48:8; Матфея 16:26; Иоанна 12:46–47; Римлянам 3:22–25; Ефесянам 2:8–9; Исаия 43:11].

6.6. Человек получает прощение всех грехов, вечную жизнь с Богом даром, по благодати, через веру в Иисуса Христа [Иоанна 5:24; 3:15–18; Ефесянам 2:8].

6.7. Дух Святой и Слово Божие возрождает человека к новой жизни [Иакова 1:18; Иоанна 3:5–6].

6.8. Каждому человеку для спасения должно уверовать, совершить покаяние, родиться свыше, принять крещение и получить дар Святого Духа [Марка 1:15; Иоанна 3:5; Деяния 2:38].


7. О грехе

7.1. Грех есть испорченность, осквернение человека, которое не соответствует характеру, воле и всей сущности Бога, выражается неверием в Бога и нарушением Его заповедей [Римлянам 5:12]. 

7.2. Обладает властью над человеком, который его совершает [Иоанна 8:34–36; Римлянам 5:12–13].

7.3. Наличие греха в совести создает чувство вины [1-е Коринфянам 8:10–12; Иоанна 8:9; Евреям 9:14].

7.4. Грех разделяет человека с Богом [Исаия 59:2]. 

7.5. Окончательным результатом греха есть наказание, которое исходит из справедливости Божией и определяется понятием «смерть» [Римлянам 6:23; Откровение 20:14–15]. 

7.6. Человеческая жизнь является священным даром Божиим и имеет ценность в Его глазах, поэтому человек не вправе лишать жизни себя самого, других людей, а также совершать аборт [Второзаконие 32:39–40; 1-е Царств 2:6; Псалом 138:13–16; Иеремия 1:5].

7.7. Наши тела являются храмом живущего в нас Святого Духа и поэтому курение, принятие наркотиков и алкоголя, а также сексуальная аморальность есть греховное осквернение [1-е Коринфянам 6:9,19; Галатам 5:19–21]. 

7.8. Родоначальником греха является диавол, падший Ангел, являющийся отцом лжи и всякой неправды, который через гордость и непослушание стал врагом Бога, Его Церкви и человека. Диавол побежден Христом и участь его в озере огненном [Иезекииль 28:12–17; Откровение 20:10; Евреям 2:14].


8. О Церкви Христовой

8.1. Священное Писание представляет Церковь в 3-х аспектах.

1) Вселенская:

а) Она рождена через смерть Иисуса Христа на Голгофе и сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы [Исаия 53:10; Деяния 1:4–8; Матфея 16:18].

б) Создана Иисусом Христом, являющимся ее Главою и краеугольным камнем, и утверждена на основании Апостолов и пророков [Ефесянам 1:22–23; Колоссянам 1:18; Ефесянам 2:20–22].

в) Состоит из искупленных Кровию Христа людей всех времен и народов, языков и племен [Евреям 12:22–23; Иоанна 10:16; Откровение 7:9–11].

2) Поместная:

а) состоит из возрожденных душ, принявших водное крещение по вере через полное погружение в воду, и объединенных для духовного труда по месту жительства. В обязанность ее входит проповедь Евангелия, благотворительность и милосердие, а также утверждение членов через слово Божие в вере, святости, силе Божией. Является результатом проповеди Евангелия, имеет духовную структуру и управляется Богом через поставленных Им служителей [Деяния 8:1; Галатам 1:2; 1-е Фессалоникийцам 1:1; Откровение 1:4; Деяния 2:42–47; 1-е Петра 2:5; Ефесянам 2:10; Евреям 13:2].

3) Домашняя Церковь:

а) Группа верующих людей, входящих в поместную Церковь, и собирающих для духовного общения, назидания друг друга в вере и конкретного попечения друг о друге [Римлянам 16:4].

б) Группа может быть христианской семьей или же христианской семьей с примкнувшими к ним другими членами Церкви, собирающимися для той же цели [Колоссянам 4:15].


9. Духовная дисциплина в Церкви

9.1. Христианская дисциплина требует от нас выполнения своего долга перед Господом во вверенном нам служении. [1-е Коринфянам 4:1–2].

9.2. Целью христианской дисциплины является подчинение всех областей нашей жизни под контроль Духа Святого. [Матфея 5:20, 6:16–18; 14:7; Деяния 14:23].

9.3. Власть в Церкви должна осуществляться проявлением духовного примера, а не господством над наследием Божиим. [Матфея 20:25–28; 1-е Петра 5:1–3]. 

9.4. Наше повиновение служителям должно быть выражением уважения и духовного смирения. [1-е Фессалоникийцам 5:12–13; 1-е Петра 5:5; Евреям 13:17].

9.5. Наша работа, вид деятельности, досуг и вся жизнь должна быть во славу Божию.[1-е Коринфянам 10:31; Колоссянам 3:17].

9.6. Членов Церкви должно воспитывать в духе освящения на основании Священного Писания. [1-е Тимофею 4:11–16; 1-е Фессалоникийцам 4:3].

9.7. К членам Церкви, ведущим нехристианскую жизнь или попавшим в духовное заблуждение, обольщение, грех, ложное учение, согласно Священному Писанию принимаются меры церковного воздействия [2-е Коринфянам 2:5–8]:

  1. вразумление [Матфея 18:15–16; 1-е Фессалоникийцам 5:14];
  2. обличение [Иуда 1:22–23; 1-е Тимофею 5:20];
  3. запрещение [2-е Тимофею 4:2];
  4. замечание [2-е Фессалоникийцам 3:14–15];
  5. отлучение [Матфея 18:17; 1-е Коринфянам 16:22; Титу 3:10].

9.8. Для восстановления в правах члена Церкви, согрешивший приносит пред Богом и Церковью достойный плод покаяния в той Церкви, в которой он был наказан, и по решению Церкви мера взыскания снимается [2-е Коринфянам 2:5–8].

9.9. Недостойное поведение членов Церкви и другие конфликты рассматриваются вначале на церковном совете и при необходимости выносятся на общее собрание членов Церкви. [1-е Тимофею 5:20; Матфея 18:15–17].


10. О служителях Церкви

10.1. Для совершения служения в Церкви Бог поставляет:

  • апостолов [Ефесянам 4:11–12];
  • епископов [1-е Тимофею 3:1–7];
  • пасторов (пресвитеров) [Титу 1:5; Ефесянам 4:11–12; 1-е Петра 5:1];
  • пророков [Ефесянам 4:11–12; Деяния 13:1];
  • евангелистов [Ефесянам 4:11–12; Деяния 21:8; 2-е Тимофею 4:5];
  • учителей [Ефесянам 4:11–12; Римлянам 12:7];
  • диаконов [1-е Тимофею 3:8–13; Филиппийцам 1:1].

10.2. Название «Апостол» носят две категории избранных Богом служителей:

  1. Это название относится только к двенадцати, избранным ученикам Христа [Матфея 10:2; Марка 3:14].
  2. Это название относится к другим Божиим служителям, выполняющим Его посланничество. Их можно назвать другими апостолами [2-е Коринфянам 12:12; Римлянам 16:7; Деяния 14:14].

10.3. Современное миссионерское служение, связанное с глобальной евангелизацией, открытием новых Церквей и активным попечением о них, сравнивается со служением других апостолов [Римлянам 1:5; Галатам 1:19; Деяния 2:37].

10.4. Выполняя вверенное Богом служение Апостолов в наше время, они не имеют права вносить изменения и дополнения в Священные Писания и Апостольское учение [Откровение 22:18–19].

10.5. Пророки служат для созидания Тела Христова, к совершению святых. [1-е Коринфянам 14:3; Ефесянам 4:12]. Они повинуются установлениям Церкви и трудятся под руководством пастора, исполняя Заповеди Господни [1-е Коринфянам 14:26, 29, 33–37].

10.6. Церковь ХВЕ Республики Беларусь для различения служителей имеет следующие определения:

  1. Духовный сан служителя.
  2. Духовное служение (занимаемая должность).

10.7. Иерархия духовных санов священнослужителей:

  • епископ;
  • пастор (пресвитер);
  • диакон.

10.8. Для посвящения в сан совершается молитва рукоположения вышестоящими по должности служителями (не менее двух), или вышестоящим по должности и двумя равными по сану, на который посвящается брат.

10.9. Над посвящаемым в сан епископа совершают молитву рукоположения не менее двух епископов.

10.10. Рукоположение в сан пастора (пресвитера) происходит после испытательного срока от одного до трех лет, по усмотрению служителей областного Объединения или Союза ХВЕ. Испытательный срок епископа — не менее пяти лет.

10.11. За допущенные нарушения слова Божия, грех, заблуждение, ложное учение служители лишаются духовного сана вышестоящими служителями. Мера наказания служителей наравне с членами Церкви. Служители, с которых снят духовный сан, к служению не допускаются. [Евреям 6:4–6].

10.12. Служители, оставившие служение по возрасту или по окончанию назначенного срока не теряют духовного сана, но могут помогать в служении действующим на данный момент служителям по региону или в Церкви и по их поручению. [Числа 8:23–26].

10.13. Служения (должности) в Церкви ХВЕ РБ:

  1. Епископ ХВЕ РБ — духовный руководитель всех поместных церквей, входящих в Союз.
  2. Заместители епископа ХВЕ РБ.
  3. Епископ областного Объединения Церквей — духовный руководитель всех поместных церквей, входящих в областное Объединение. 
  4. Заместители епископа областного Объединения.
  5. Пастор поместной Церкви — духовный руководитель конкретной Церкви.
  6. Пресвитер — ближайший помощник пастора. Количество пресвитеров определяется пастором и Церковным советом. Духовный сан пастора и пресвитера одинаков.
  7. Евангелист — это проповедник или проповедница, направляемые Союзом ХВЕ, областным Объединением или поместной Церковью для проповеди Евангелия и открытия новой Церкви.
  8. Диакон (диаконисса) — помощник пастора, посвященный для совершения хлебопреломления, достойный руководитель домашней группы. Над диакониссами совершается молитва благословения.
  9. Руководитель домашней группы (домашней церкви) — ответственный за группу верующих, проживающих в одном районе города или объединенных по иному признаку.
  10. Учитель — проповедник, имеющий способность от Бога излагать евангельское учение в церкви, библейских учебных заведениях или воскресной школе.

11. Установления Господа Иисуса Христа для Церкви

11.1. Иисус Христос оставил для Церкви два установления:

  1. водное крещение [Матфея 28:19; Марка 16:16];
  2. вечеря Господня [Луки 22:19,20].

11.2. Водное крещение — это внешний акт послушания и веры, который является символом отождествления верующего с Христом в Его смерти, погребении и воскресении [Римлянам 6:3; 1-е Петра 3:21; Колоссянам 2:12].

11.3. Водному крещению предшествует:

  • покаяние [Деяния 2:38; Матфея 3:7–8];
  • уверование в Господа Иисуса Христа, как личного Спасителя [Деяния 2:38; 8:37];
  • предварительное наставление и обучение основам евангельского учения, результатом чего есть приобретение доброй совести через личную веру в Иисуса Христа [Матфея 28:19; 1-е Петра 3:21].

11.4. Водное крещение совершается на основании положительных ответов крещаемого на вопросы: «Веришь ли ты, что Иисус Христос есть Сын Божий? Веришь ли ты, что Он умер за твои грехи и воскрес ради твоего оправдания? Обещаешь ли ты служить Господу чистой и доброй совестью во все дни твоей жизни?» Крещаемый должен иметь возраст, позволяющий выполнить условия крещения.

11.5. Водное крещение преподается служителем индивидуально каждому крещаемому, одетому в соответствующие одежды, в открытых водоемах, баптистериях или бассейнах через полное погружение в воде во имя Отца, Сына и Святого Духа [Матфея 28:19; Деяния 8:37–39].

11.6. Вечеря Господня:

  • установлена Господом [1-е Коринфянам 11:23–25];
  • напоминает страдание и смерть Господа Иисуса Христа [1-е Коринфянам 11:26];
  • хлеб символизирует Тело Иисуса Христа [Луки 22:19];
  • вино символизирует Кровь Иисуса Христа [Луки 22:20] (Примечание: вино или виноградный сок [Луки 22:18]);
  • установлена для участия членов Церкви — Тела Христа [Матфея 26:18; Деяния 2:42, 20:7; 1-е Коринфянам 10:15–17];
  • по установлению Церкви может совершаться с омовением ног или без омовения [Иоанна 13:1–15; 1-е Коринфянам 11:23–30];
  • несет осуждение при недостойном участии, поэтому не принимается членами Церкви, находящимися на церковном взыскании [1-е Коринфянам 11:27–30];
  • совершается с благоговением перед Господом, так как хлеб и вино после молитвы становятся святынею [Марка 14:22–24].

12. О спасении

12.1. Учение о спасении включает в себя предварительное понимание человеком факта распространения греха на все человечество после грехопадения первых людей [Римлянам 5:12].

12.2. Спасение возможно только по благодати, веруя в предложенный Богом и исполненный Иисусом Христом план спасения. Осуществляется оно принятием Евангелия [Марка 1:15; Луки 1:77; Матфея 1:21; Ефесянам 2:8].

12.3. Начало спасения — это обращение человека к Богу, что является его положительной реакцией на совокупное воздействие Духа Святого и слова Божия и включает в себя покаяние и веру в Иисуса Христа, как личного Спасителя [Деяния 26:18; 3:19, Марка 1:15].

12.4. Покаянием является изменение образа мыслей и жизни человека и состоит в:

  • осознании своей греховности [Луки 24:46–47; Псалом 50:5–6];
  • сожалении о грехе [Осия 6:1];
  • исповедании греха [Иисуса Навина 7:19; Псалом 31:5; 1-е Иоанна 1:9];
  • оставлении греха [Исаия 55:7; Иоанна 8:11];
  • устранении последствий греха [Матфея 5:23–26; Луки 19:8]; 
  • Принятие верой прощения и оправдания [Ефесянам 1:7; Римлянам 3:24–25].

12.5. Покаяние и вера — это есть человеческая сторона вопроса спасения. Это должен сделать всякий, желающий получить спасение [Деяния 20:20–21; Марка 1:15].

12.6. Рождение свыше, оправдание и усыновление — Божия сторона спасения. Это делает Бог [Иоанна 3:3; Ефесянам 1:5; Римлянам 8:30; Исаия 54:17].

12.7. Рождение свыше или возрождение — есть рождение нового человека от совокупного действия на него воды (Слова Божьего) и Духа Святого [Иоанна 3:6].

12.8. Рождение свыше приходит в момент покаяния и представляет из себя рождение в ветхом человеке нового, духовного человека, т. е. сообщение ему новой Божественной жизни, наделение человека новой природой от Бога через нетленное семя Слова Божьего [1-е Петра 1:23–25].

12.9. Возрожденный человек имеет две природы:

  1. ветхую (плоть, ветхий человек);
  2. новую (дух, новый человек).

12.10. Между новой и ветхой природой идет непримиримая борьба [Галатам 5:16:17].

12.11. Освящение — это постоянный процесс доминирования новой природы человека над ветхой [Галатам 5:16–17; Римлянам 12:1].

12.12. Освящение, святость — это удаление от греха, очищение и посвящение себя Богу и является нормой жизни возрожденного человека [Левит 11:44; 2-е Коринфянам 6:14–18; 1-е Петра 1:15–16].

12.13. Оправдание — это судебный акт Бога, через который верующий объявляется праведным на основании праведности Иисуса Христа, и включает в себя прощение всех грехов и устранение вины и последствий греха [Галатам 3:8; Римлянам 3:24; 5:16; 4:25; Евреям 10:6,14,18].

12.14. Божья благодать — источник оправдания [Ефесянам 2:8].

12.15. Кровь Иисуса Христа — основание оправдания [Евреям 10:19].

12.16. Вера в Иисуса Христа — условие оправдания [Деяния 10:43].

12.17. Божье усыновление вводит нас в семью Бога и присваивает ему все права, преимущества и обязанности рожденного чада Божьего [1-е Иоанна 3:1–2; Иоанна 1:12–13].

12.18. Предопределение нас к усыновлению совершено Богом прежде создания мира [Ефесянам 1:4–5].

12.19. Сам акт усыновления совершается в момент уверования в Иисуса Христа [Галатам 3:26].

12.20. Усыновления завершится во время пришествия Иисуса Христа, когда произойдет искупление тела нашего [Римлянам 8:23].

12.21. Библия представляет спасение, как факт прощения наших грехов через веру в Иисуса Христа [Луки 1:77].

12.22. Отпадая от веры в Иисуса Христа и возвращаясь к греховному образу жизни, человек теряет, полученное однажды спасение [Исаия 1:28; Евреям 2:15; 6:4–6; 10:26–27].


13. Священнодействия в Церкви

13.1. Церковь ХВЕ совершает священнодействия рукоположенными епископами, пасторами и диаконами:

  1. Бракосочетание [Бытие 1:28; Матфея 1:18; 19:4–6].
  2. Молитва благословения детей. При совершении молитвы ребенок берется на руки или на него возлагаются руки [Луки 2:27–28; Марка 10:13–16].
  3. Молитва над больными с елеепомазанием [Марка 6:13; Иакова 5:14–16].
  4. Рукоположение на служение. При этом выполняется правило, что меньший благословляется большим [Деяния 6:6; 13:3;14:23; Титу 1:5; Евреям 7:7].
  5. Водное крещение [Матфея 28:19; Деяния 8:37–39].
  6. Вечеря Господня [1-е Коринфянам 11:23–26; Луки 22:19].

Диаконы в рукоположении и бракосочетании участия не принимают.

13.2. Все священнодействия, за исключением рукоположения на служение и бракосочетания, могут совершаться определенное время нерукоположенными служителями по поручению епископа или пастора.


14. О браке

14.1. Брак установлен Богом [Бытие 1:27–28; Матфея 19:4–6].

14.2. Подтвержден Иисусом Христом и Апостолами [Матфея 19:4–6; 1-е Коринфянам 7:2; Евреям 13:4].

14.3. Не должен быть расторжим [Бытие 2:24; Матфея 19:6–9].

14.4. Есть союз любви между мужчиной и женщиной и совершается только в Господе для взаимного общения [Бытие 2:18], продолжения человеческого рода [Бытие 1:28] и для совместного прохождения жизненного пути в любви и согласии до смерти одного из супругов [1-е Петра 3:1–7; Коринфянам 7:38–39; Римлянам 7:1–3].

14.5. Брак в Церкви получает благословение через наставление священнослужителем в слове Божием, молитву Церкви и молитву служителя с возложением рук [Ефесянам 5:22–23; Матфея 18:18].

14.6. Брак, будучи также гражданским актом, оформляется по законам страны.

14.7. В случае смерти одного из супругов слово Божие не запрещает оставшемуся в живых вступить в брак, но только в Господе [1-е Коринфянам 7:39].

14.8. Родители несут полную ответственность за деторождение, воспитание детей в Евангельском духе, уважении к людям, к труду и обществу [Бытие 1:28; Псалом 126:3; 138:13–16; Луки 1:44; Ефесянам 6:4].

14.9. Брак не может заключаться между близкими родственниками [Левит 18:5–17].

14.10. Супружеская жизнь начинается только после бракосочетания [Евреям 13:4].

14.11. Расторжение признанного Богом брака с последующим заключением вторичного составляют грех прелюбодеяния [Матфея 5:32; 19:3–19].

14.12. Брак является нерасторжимым до смерти одного из супругов. Единственное библейское допущение развода — вина прелюбодеяния [Матфея 5:32].

14.13. Повторный брак разведенных людей может быть разрешен:

  1. Если брак распался до уверования.
  2. Невиновной стороне, оставленной отступившим или неверующим супругом (супругой).

В любом из этих двух вариантов (случаев) проводится полное и тщательное расследование причин развода [Марка 10:2-12; Луки 16:18; Римлянам 7:23; 1-е Коринфянам 7:2; 10:11].

14.14. Если христианин или христианка желают остаться безбрачными, то это решение должно уважаться и рассматриваться как жизнеспособная альтернатива браку [1-е Коринфянам 7:32–34, 38].


15. Молитва

15.1. Молитва есть взывание души к Богу не заученными чужими словами, а словами, исходящими из глубины сердца согласно с насущными нуждами молящегося, подсказываемыми Духом Святым и обращенными не к какой-то твари, а непосредственно к престолу Творца через Иисуса Христа [1-е Тимофею 2:1].

15.2. Молитва совершается во имя Иисуса Христа [Иоанна 16:23; Ефесянам 5:20].

15.3. Молитва может совершаться духом (на иных языках) и умом [1-е Коринфянам 14:15; Ефесянам 6:18]. Молиться можно про себя и вслух [Неемия 2:4].

15.4. Молитва может быть:

  • уединенной [Матфея 6:6];
  • семейной [Деяния 10:2, 30];
  • общей, групповой [Матфея 18:20];
  • по конкретному случаю или событию [Иакова 5:14; Деяния 14:23];
  • выражением духовной борьбы [Луки 22:44];
  • выражением глубокого единения и общения человека с Богом [Деяния 22:17].

15.5. По содержанию молитвы могут быть:

  • прославления [Псалом 118:164];
  • исповедания [1-е Иоанна 1:9];
  • прошения [1-е Тим. 2:1–3];
  • ходатайства [Иакова 5:15; Иеремия 27:18];
  • благодарения [Филиппийцам 4:6; 1-е Фессалоникийцам 5:18].

15.6. Молитвы, как правило, совершаются коленопреклоненно или стоя на ногах. Могут совершаться с поднятием рук к Богу [Иоанна 11:41; Луки 22:41; Деяния 20:36; Псалом 140:2; 1-е Тимофею 2:8].

15.7. Молитва Господня «Отче наш» совершается по усмотрению Церкви

15.8. Молитва об исцелении может совершаться с возложением рук [Марка 16:17–18].


16. Пост

16.1. Пост — это добровольное воздержание от принятия пищи, пития и супружеских отношений на определенное время для общения с Богом посредством молитвы [Матфея 4:2; 1-е Коринфянам 7:5].

16.2. В случае многодневного поста после первого дня допускается употребление воды.

16.3. Посту предшествует сердечное приготовление. Он является выражением смирения человека пред Богом. [Исаия 58:6–7; Исаия 58:3; Луки 4:2].

16.4. Пост должен выражать конкретную нужду и может совершаться индивидуально, отдельными группами, а также всей Церковью [Матфея 17:21; Деяния 13:2; 14:23; Матфея 6:16; Луки 2:37].


17. Исповедь

17.1. Исповедание — открытие греха и признание его пред Господом.

17.2. Исповедание грехов необходимо совершать при:

  • покаянии уверовавших [Матфея 3:6; Деяния 19:18];
  • освящении согрешивших членов Церкви [1-е Иоанна 1:9];
  • согрешении служителей [1-е Иоанна 1:9; Галатам 2:13].

17.3. Во всех случаях исповедываться должно пред Богом во имя Иисуса Христа [1-е Иоанна 2:1–2; Псалом 31:5; 
Евреям 10:23].

17.4. В отдельных случаях исповедь должно совершать в присутствии служителя, который, выслушав, даст наставление и совершит молитву об освящении [1-я Царств 2:22–25; 12:23; Иисуса Навина 7:19].

17.5. Члены Церкви должны исповедываться также перед теми, перед кем они согрешают [Матфея 18:15–16].

17.6. Исповедь нужна для сохранения членов Церкви и служителей в святости [1-е Фессалоникийцам 4:7].

17.7. Служители Церкви должны сохранять тайну исповеди [1-е Тимофею 3:9].


18. О праздниках

18.1. Церкви ХВЕ отмечают и посвящают Господу:

  1. День воскресный — первый день недели [Луки 24:1; Иоанна 20:1; Иоанна 21:19]:

    1. Священный день покоя (суббота) был учрежден Богом до иудейского закона, и это указывает, что один из семи дней недели стал днем покоя от земных трудов и источником духовных благословений не только для евреев, но и для всех людей [Книга Бытие 2:3].
    2. В Ветхом Завете соблюдение обрядов в отношении пищи, пития, праздников, новомесячий и суббот было тенью будущего и указывало на Христа [Колоссянам 2:16–17; Римлянам 14:6].
    3. Иисус Христос упразднил Закон заповедей учением [Ефесянам 2:15], истребив также Своим учением бывшее о нас рукописание (Моисеев закон), которое было против нас (обвинение и проклятие закона) и, взяв его от среды, пригвоздил ко кресту, чем и сделал уверовавших в Него свободными от власти и проклятия закона. [Колоссянам 2:14–17]. «А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: «проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» [Галатам 3:10, 13; Второзаконие 27:26; Иеремия 11:3].
    4. Закон духа жизни во Христе Иисусе [Римлянам 8:1–2] дал всем верующим способность к соблюдению Божьей воли, которая проистекает из возрождающей силы Святого Духа из внутреннего искреннего желания христианина угодить Богу во всем. [Галатам 2:19–20; Галатам 4:9–10; Галатам 4:5–7].
    5. Всякое внешнее исполнение законов, праздников и обрядов без внутренней жизни осуждается Словом Божьим. Сам Иисус Христос, обличая, называл таких людей фарисеями и законниками.[Марка 7:6; Матфея 5:20; Матфея 22:35; Матфея 23:13–29].
    6. Мы, как и апостольская церковь, для поклонения и служения Богу используем первый день недели (воскресенье). Это указывает, что наша вера, упование и радость заключаются не во внешнем отличии одного дня от другого, а в воскресшем Господе Иисусе Христе, который своим воскресением принес покой всем уверовавшим в Него, который и пребывает в спасенном независимо от дня недели [Евреям 4:3, 10–11]. Первый день недели (воскресенье) указывает на новый вечный день, который откроется для Церкви Пришествием Христовым и воскресением святых, и будет вечным покоем для всех спасенных [Откровение 14:13; Римлянам 14:6; Галатам 4:9–10; Иоанна 20:19; Деяния 20:7].
  2. Дни особых событий, связанных с личностью Иисуса Христа: 
    1. Рождество Иисуса Христа [Луки 2:10–11].
    2. Воскресение Иисуса Христа [Луки 24:1–6].
    3. Сошествие Духа Святого на Церковь [Деяния 2:1–4].
  3. Празднование других событий, связанных с личностью Иисуса Христа по решению Церкви.

18.2. Календарную дату празднования согласно старому или новому стилю устанавливает Церковь.


19. Отношение к другим кофессиям

19.1. При отношении с верующими других конфессий следует руководствоваться чувством братолюбия, христианского уважения и мира [Римлянам 12:10; 12:18].

19.2. Стремиться к сотрудничеству и духовному сближению со всеми верующими христианами. Не проявлять вражды, осуждения, злословия [Иоанна 17:21; Ефесянам 4:31–32].

19.3. Всех верующих, возрожденных свыше, считать детьми Божиими. Искать того, что служит к миру и взаимному назиданию [Римлянам 14:19].

19.4. По отношению к различного рода ложным учениям и заблуждениям руководствоваться: Иуда 1:17–23; Галатам 2:4–5; 1:8; Титу 3:10–11.


20. О властях человеческих

20.1. Существующие власти установлены Богом [Римлянам 13:1–2].

20.2. Признаем, что должно отдавать кесарево кесарю, а Божие Богу. В вопросах, не противоречащих евангельскому учению, быть законопослушными гражданами [Марка 12:17; Деяния 4:19].

20.3. Церковь Христова не от мира сего, признает своим Главою Христа, и не находится под владычеством светской власти, но действует силою и любовью Духа Святого и слова Божия, как заповедал Господь [Матфея 20:25–28; Иоанна 18:36; 17:14].


21. О втором пришествии Иисуса Христа.
Воскресение мертвых и вознесение Церкви

21.1. Второму пришествию будет предшествовать воскресение умерших во Христе, а также изменение оставшихся в живых [1-е Фессалоникийцам 4:13–18].

21.2. Восхищенная Церковь встретится с Иисусом Христом на облаках [Луки 21:27].

21.3. Всем должно предстать пред судилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он сделал живя в теле, доброе или худое [2-е Коринфянам 5:10].

21.4. Всех, кто не имеет участия в Воскресении жизни, ожидает Воскресение осуждения и суд у Великого белого престола [Откровение 20:11–17].

«Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая не имеет власти» [Откровение 20:6].


22. Новое небо и новая земля

22.1. По обетованию Господа будут устроены новое небо и новая земля, на которых обитает правда [2-е Петра 3:13; Исаия 65:17].

22.2. Церковь и спасенные народы будут вечно жить с Христом на новом небе и новой земле [Откровение 5:8–10; 7:9–11].

Аминь

Источник: https://оцхве.бел